До революции красиво оформленного елочка являлась атрибутом Рождества.
После же этот «буржуйский и идеологически вредоносный праздник» в Советской России запретили, и люди опасались наряжать елку, считая пережитком буржуазного прошлого..
По инициативе государственных властей производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года.
Постепенно сложилась атрибутика: Дедушка Мороз со Снегурочкой в круге лесных зверей, сверкающие шарики, мишура и гирлянда.
А Вифлеемская звезда, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции. Все это сохранилось и до наших дней.
Разработка и выпуск ёлочных игрушек начали формироваться с конца 1930-х.г.
В ранние года это были фигуры спортсменов и пионеров из ваты, папье-маше, текстиля либо картона, окутанного фольгой.
Стекло было скорее редкостью. Из него мастерили шары, которые выдували через стеклянную трубочку, нагретую на газовой горелке.
Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку.
Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.
Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.
Война прибавила к набору танки, летательные аппараты и остальную подобную атрибутику. Изготавливали всё это в основном артели, большие компании включились позднее.
Советская идеология просачивалась даже в декор ёлочных украшений.
В 1937 г. была выпущена категория шаров на ёлку с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а еще большой шар с рисунком Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.
Отдельно нужно упомянуть ватные игрушки артели «Изокульт», какая действовала в Ленинграде в 1930–40-е года. Фигуры отличаются художественным вкусом, детализацией и реалистичностью.
Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.
Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.
В военное время елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства.
Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской.
Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.
В конце 40-х — начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе.
Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.
С 1950-х игрушки становятся в меньшей степени идеологизированными, их выбор возрастает.
В свободную реализацию вышли электрогирлянды — многоцветные немигающие капли и шарики.
Появляется все больше очень красивых, сделанных из стекла украшений — шаров, шишек, животных, овощей и фруктов, абстрактной геометрии. Роспись на них проходила в ручную.
Поделки возможно было приобрести и отдельно, и в комплекте. Изготавливались единые серии по темам сказок и мультиков.
Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями и неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.
В конце 50-х начали мастерить игрушки на прищепках — этот держатель давал возможность не подвешивать их на ветку, а закреплять в стоящем положении.
Иногда игрушки выпускались в виде тематических наборов — персонажей сказок или мультфильмов.
1960-е г. отметились выходом в свет новейших используемых материалов. Пластмассовые и пенопластовые фигуры были легче и безопаснее игрушек из стекла, однако абсолютно их не вытеснили.
До конца Союза советских социалистических республик промышленность елочных игрушек шла по подобному течению: производство удешевлялось, украшения делались более доступными. Компонентов прорабатывалось поменьше, проектирование упрощалось.
Экономичнее всех из ёлочных украшений были комплекты флагов из бумаги, «дождик» и мишура.
Стеклянные и пластмассовые шарики и фигуры стоили от 20 до 50 коп. за 1 штуку, уже в позднем СССР.
Дорогостоящими игрушками были гальванические гирлянды (около 5 руб.), светящиеся звёзды и тематические комплекты (от рубля и больше).
На елочные поделки в Союзе присутствовала мода. Характер задавали картины и значительные события.
К примеру, кинофильм «Карнавальная ночь» сделал знаменитыми стеклянные бусики и декорации в облике часов, показывающих без пяти минут полночь.
В 1960-е издавались и имели огромный успех «космические» игрушки — спутники и ракеты, космонавты.
В хрущевскую эпоху «царица полей» кукуруза рисовалась на многих игрушках, но несмотря на все вышесказанное, при Брежневе фактически закончила издаваться.
В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.
После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток.
Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.