В наши дни Новый год татары отмечают вместе со всеми в ночь с 31 декабря на 1 января и поэтому вы вполне можете встретить Новый год в Казани.
У татарского народа есть свой собственный Дед Мороз , которого называют Кыш-Бабай, а его внучка носит имя Кар-Казы. Кыш-Бабай и Кар-Казы обязательно поздравляют детишек в новогоднюю ночь.
Татарский Новый год по традиции и согласно обычаям проходит в кругу семьи, только после боя новогодний курантов разрешается сходить в гости.
По татарскому обычаям с собой в гости нужно взять в качестве угощения блюдо «Чак-Чак» – это национальное татарское блюдо, представляющее собой тесто в мёде, считается символом гостеприимства татарских народов и сладкий вкуснейший подарок на любой праздник.
Также часто готовятся на татарский Новый год такие блюда, как «Губадия» – это круглый пирог с начинкой из риса, сушеного творога (корта), фарша с пережаркой из лука, рубленых яиц, кураги, изюма, чернослива или урюка, «Урама» – это хворост по-татарски, а также пирог с яблоками.
Однако, раньше татарский Новый год (Навруз) – отмечали в конце марта, в день весеннего равноденствия.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. По древнему обычаю до наступления Навруза люди должны полностью рассчитаться с долгами.
Примерно за неделю до праздника хозяева старались привести в порядок дом. В обязательном порядке стирали одежду, особенно детскую. Считалось, что дети больше всех подвержены сглазу, а вода всё должна смыть.
В этот период люди прикармливали птиц, прилетевших с юга. Женщины выпекали печенье в форме пташек, а дети, раскрошив их в руках, кормили птиц у крыльца дома.
Сам праздник начинался ещё затемно. Надев новые одежды, вся семья собиралась за освещённым столом. На него ставили зеркало и зажили по числу членов семьи свечи, которые нельзя было гасить, пока они не догорят до конца.
Примерно за две недели до праздника на блюдах высеивали пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достигать 5-7 сантиметров. Эти ростки становились украшением стола и символизировали рождение новой жизни, нового года. А затем из этих пророщенных зёрен делали сумаляк, наиболее известное праздничное блюдо.