По традиции в ночь с 13 на 14 января празднуют «Щедрый» или Васильев вечер.
Щедрый вечер — народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года.
У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер, в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень.
У словаков «Щедрым вечером» (словацк. Štedrý večer), а также, наряду с чехами, «Щедрым днём» (словацк. и чеш. Štědrý den) назывался Рождественский сочельник.
Празднование его происходит от древнего дохристианского обычая.
А по христианскому календарю — это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).
Относящиеся к нему занятия и поверья носят некоторые символические черты и отличаются строго хозяйственным характером: в этот день украинские крестьяне:
- приучают к езде и работе молодых лошадей и быков, окропляют их святой водой;
- ловят воробьев, сжигают их на огне и собирают пепел, который бросают весной в запаханную землю вместе с зёрнами, чтобы «воробьи не нападали на посевы конопли, проса и тому подобное»;
- остатки соломы от обрядовых костров дают свиньям, чтобы те «хорошо плодились», или обвязывают ей стволы фруктовых деревьев, приговаривая при этом: «щедрого вечора тобі: чи будеш нам родити, чи ні?»;
- мимически и символически пашут землю, сеют и так далее.
Утром этого дня начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую.
В отличие от постной (на Коляду), ее можно заправлять скоромниной (мясом и салом).
На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол).
Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
Вечером готовится трапеза, состоящая в основном из выпечки.
По окончании приготовлений к «щедрому» вечеру хозяин садится за стол, а дети покидают на время комнату.
Затем дети входят в хату и спрашивают: «а где ж наш батько?», хозяин прячется за кучу пирогов и в свою очередь спрашивает их: «чи ви мене не бачите?»
Дети дают отрицательный ответ, на что отец говорит: «Дай Господи, щоб ви ніколи мене не бачили» — иными словами, чтобы в их доме всегда было такое же богатство съестного, как в «щедрый» вечер.
У белорусов «щодрыми вечерами» называются все вечера от Рождества до Крещения.
Женщины не прядут в эти дни, ссылаясь на распространенные среди них рассказы о каком-то страшном старике, наказавшем «лакомую кобету» («прихотливую женщину»), прявшую в «щедрые вечера».
Из хозяйственных работ в это время разрешается только починка земледельческих орудий, белья или платья, уборка комнат и стряпня.
Подобные обычаи и поверья существуют у бессарабских румын.
Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.
Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома.
По давней традиции, новогодние обходы щедрующих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила.
Бывалые хорошо знают, в какое время и какого числа ходят щедровать.
Для тех, кто занимается подобным впервые, стоит сказать, что начинают петь только тогда, когда хозяева сели за стол.
Обычно ужин начинается с 18:00, когда уже закончился праздник Маланки, который народ отмечает 13 января.
Девочки-подростки в одиночку или вместе обходят соседей, чтобы пощедровать — спеть особые песни щедровки и рассказать тематические стишки.
В этих песенках обычно величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл.
Припевом их служат слова: «Щедрый вечер», «Святый вечер», «Щедрый вечер, добрый вечер — добрым людям на весь вечер» и т. п., повторяемые иногда без всякого отношения к тексту самих щедровок.
С течением времени к религиозно-мистическим сюжетам стали присоединяться самые обычные духовные стихи, связавшие щедровки с циклом христианских легенд.
В древних щедровках и колядках отразились времена Киевской Руси и сохранились описания княжеско-дружинного быта.
Однако в щедровках христианского цикла преобладают мотивы библейских и евангельских и апокрифических рассказов: рождение Христа, поклонениям волхвов и пастухов.
Во многих щедровках христианские мотивы и евангельские рассказы соединены с жизнью и бытом крестьянина (Господь волики гонить, Пречиста Діва їсточки носить, а святий Петро за плугом ходить — укр.).
Образы святых вводятся, чтобы предоставить ещё большую магическую силу поэтической формуле.
Щедрование сопровождается танцами, музыкой, обрядовыми играми с масками, которые ранее использовались в колядах.
О своем приходе объявляют песней, которую заводят еще под окнами.
Войдя в комнату, стоит поздороваться с хозяевами. Обращаться нужно ко всем: от старшего до самого маленького.
В таком же порядке поздравляют и желают всяких благ.
Как щедровать на Старый Новый год и с чего начать, подскажут народные стихи и песни.
Обычно импровизированные сценки завязываются с короткого приветствия. Также гости расхваливают хозяев дома.
Далее поют обрядовые песни. Самые популярные — «Щедровочка щедровала, под оконцем ночевала» и «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин».
Первая имеет шутливый характер, вторая — религиозный.
Для того чтобы выступление было более ярким, стоит их соединить.
Есть и шуточные щедровки, например, веселый и легкий стишок «Щедрик-Петрик, дай вареник».
Такими комедийными строчками дети не только поднимали настроение, а и намекали на то, что желают получить гостинец за свою работу.
Наши предки угощали тем, что было на столе. Сегодня к сладостям и гостинцам добавляют деньги.
Но здесь следует помнить, что главная задача — не насобирать побольше подарков, а разнести дух праздника.
Радостное настроение и положительные желания — вот главное правило того, как щедровать на Старый Новый год.
В действе могут принимать участие и сами хозяева. Так, по просьбе детей дать им пятачка из сундука или чего-нибудь вкусненького хозяин может отказать.
Тогда малышня заводит юмористическую песенку, такую, например, как «Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке».
Обычно такие «угрозы» были только шуткой, импровизированной постановкой. Главная задача – пожелать дому богатства, и чем красивее слова, тем краше благодарность.
Но и тут наши предки добавляли юмор. К примеру, говорили фразы «сколько осиночек, столько вам свиночек» или «куда конь хвостом — туда жито кустом».
Как нужно одеваться на щедрование?
Щедровальники ходили по домам в смешных образах. Шубы надевали наизнанку, лицо смазывали сажей.
Не чурались и костюмов. Одни дети изображали Маланку, другие — Василия.
Использовали маски лошадей, овец, кур — то есть всех тех животных, которые присутствовали при рождении Иисуса.
Нужно было одеться так, чтобы тебя не узнали даже самые близкие люди.
Какого числа надо щедровать, знали все, поэтому готовили образы заранее. Репетировали вместе различные сценки на христианские мотивы.
Сегодня парни и девушки отдают предпочтение народным костюмам. Такие образы яркие и душевные.
Когда по улице проходит компания людей, прохожие сразу понимают, что происходит. Этим действием молодежь призывает любить свои корни.
Нынче активно щедруют Украина, Беларусь и юг России. Переодетые люди бродят по улицам, заглядывают в окна, где горит свет, стучатся к незнакомцам в дверь, поют, а после садятся вместе с гостями за пышный стол.