Новый год в Непале празднуют в середине апреля (1-е число месяца Байсах). В ночь накануне смены года непальцы разжигают на улицах гигантские костры и отдают огню все старое и ненужное, чтобы прийти в новый год обновленными и готовыми к новому счастью.
Новый год начинается с восходом солнца. По улицам шествуют пестро наряженные слоны, процессии рикш, уличные жонглеры и танцоры в национальных костюмах. Жители Непала разрисовывают свое тело замысловатыми пестрыми узорами и присоединяются к шествию. Это — Праздник красок.
Весной, когда распускаются деревья в гималайских долинах и температура воздуха становится очень комфортной, непальцы девять дней празднуют Новогодний фестиваль – Бискет Джатра. Обычно он начинается 10 и длится до 19 апреля. Бискет отмечают не по лунному, а по солнечному календарю, поэтому даты праздника не изменяются.
Это название происходит от слов «би» — змея и «скет» — убивать. Дело в том, что в основе летоисчисления «Бикрам самбат» лежит победа над двумя змеями-демонами, долгие годы наводившими ужас на жителей долины Катманду, с которыми справился один смельчак более 2 тысяч лет назад в том самом месте, где расположен сейчас Бхактапур.
Интересная традиция в праздновании Бискета существует в городе Бхактапуре – древнем неварском городе, который находится к востоку от Катманду. Он расположен на реке Хануманте и переводится как «город верующих».
Празднества начинаются с того, что огромная колесница, на которой находится фигура бога Бхайравы (устрашающая форма Шивы) и богини Бхадракали со скрипом останавливается в центре города.
Здесь разворачиваются интересные события — перетягивания канатов между жителями восточной и западной районов города Бхактапура. Канаты привязаны к колесницам. Каждая группа пытается притянуть древнюю колесницу на свою сторону.
Разворачивается настоящая битва между командами, после которой колесницы следуют на берег реки, где мужчины стараются изо всех сил, чтобы поднять церемониальный лингам высотой в 25 метров, сделанный из бамбука. У лингама есть поперечная балка с двумя свисающими с него полосами ткани. Это — символ двух убитых змей. Церемониальный лингам возвышается до следующего дня. Когда лингам устанавливают, раздается гром аплодисментов и победные крики.
На следующий день празднуется Новый год. И опять жители города участвуют в перетягивании каната. Колесницы вновь прибывают к месту, где стоит огромный лингам. Вечером он должен быть повержен наземь участниками процессий. В это время многие непальцы совершают омовения, жертвоприношения и другие обряды, чтобы успокоить богов и богинь.
Воздух наполнен запахами готовящихся под открытым небом традиционных кушаний, пряностей, тлеющего сандала, гари от чадящих повсюду ритуальных масляных светильников и… свежей крови. Дело в том, что непальцы верят, что на церемонию празднования Нового года с заснеженных Гималаев сюда, на эту площадь Бхактапура, спускаются и многочисленные боги и богини. А им нужны жертвы. Вот и рубят в канун Нового года непальцы головы буйволов, козлят, баранов, петухов и прочей живности и обмазывают кровью скульптурные изображения богов.
Рубят головы жертвенных животных и прямо здесь, на площади, где есть множество небольших храмов. У входа в один из них собралась небольшая толпа празднично одетых людей. В центре внимания — маленький ошалевший от страха козленок. Сначала седовласый жрец испрашивает у животного согласия на то, чтобы стать «пищей богов». Козленку на уши льют воду, он, естественно, трясет головой, это принимают за знак согласия стать жертвой, и ему отсекают голову. Хлынувшую кровь собирают и обмазывают ею изваяния богов.
Считается, что кровь для них — главное лакомство, но принимают боги и вареный рис, молоко, овощи, фрукты. За день у храмов и алтарей, которые встречаются на каждом шагу, образуются целые горы продуктов. Но все это довольно скоро исчезает — боги приняли жертвоприношения. Так, во всяком случае, принято считать, хотя ни для кого не секрет, что хорошенько помогли им в этом многочисленные собаки и слоняющиеся по городу священные коровы.
К двум часам дня вся площадь запружена. Заполнены людьми и плоские черепичные крыши ближайших домов. Посреди людского моря высится гигантский столб с шевелящимися от порывов ветра тяжёлыми полотнищами. От этого движения по притихшей площади разносится слабый звон бубенчиков, пришитых по краям полотен.
Закончив свои молитвы, несколько жрецов берутся за привязанные к столбу канаты и с силой тянут скачала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Высоченная махина заваливается набок. Толпа рассыпается в разные стороны, раздается глухой удар о землю. Он возвещает о том, что злые демоны вновь повержены и на непальскую землю пришел Новый год, который должен принести благополучие, радость и счастье.
Как только лингам оказывается на земле – наступает непальский Новый год. Праздник продолжается после этого еще три дня.
О происхождении праздника существует легенда. Один из королей Бхактапура пытался найти мужа для своей дочери. Но каждый раз, когда он находил подходящую партию для своей дочери, и она выходила замуж, жениха находили мертвым на брачном ложе. В конце концов, подходящих женихов в королевстве не осталось, и народ Бхактапура искренне молился о прекращении таинственного проклятья.
Однажды король, с трудом нашел следующего подходящего жениха, но предупредил его об этом проклятье и посоветовал не спать ночью. Так жених и сделал. Бодрствуя до утра, он увидел, как две ядовитые змеи выходят из ноздрей принцессы. Он убил этих змей и рассеял чары, получив благодарность жителей Бхактапура, которые начали праздновать в честь такого события фестиваль Бискет. Наверху лингама во время праздника Бискет Джатра ежегодно развеваются два флага, символизирующие тех самых змей.
В Катманду праздник отмечается также перемещением колесниц с изображением богов и богинь, а также посыпанием друг друга оранжевым порошком.